Богоявленская площадь
По местной традиции считается, что первая деревянная церковь, посвящённая двунадесятому празднику Богоявления (Крещения) Господня, была построена ещё в конце XI века на берегу реки Которосли у самой воды - там, где крестили язычников. Возможно, со времени христианизации города и края сохранялся на протяжении веков обычай устраивать в крещенские праздники близ Богоявленского храма Иордань - прорубь для освящения воды, где и в начале XX века проводилось главное городское богослужение. Заселение этих мест, у стен основанной в XIII веке зажиточной и влиятельной Спасской обители, тоже началось, как полагают исследователи, в ранний период истории Ярославля.
Первоначально на месте церкви располагались посадские дворы. В XVI веке это место отошло Спасскому монастырю. Он поставил здесь деревянный храм и конюшенный двор, а в XVII веке после "Смутного времени" поселил здесь слуг и зависимых людей. Так возникла Богоявленская слобода.
Первое письменное свидетельство о деревянной Богоявленской церкви, предшествовавшей существующему ныне каменному храму, содержится в грамоте Василия Ивановича Шуйского Спасо-Ярославскому монастырю от 1606 года, где говорится о том, что на пожалованных в августе 1511 года великим князем Василием III трёх, пустых после пожара, дворищах спасский архимандрит Иона с братиею "устроили Божие милосердие храм Богоявления Господа нашего Иисуса Христа". Время сооружения церкви Богоявления в грамоте не сообщается, но упомянутый в ней настоятель Иона управлял обителью с 1506 по 1539 год с небольшим перерывом, следовательно, храм был устроен не позднее последней даты.
В Писцовой книге Ярославля 1627-1629 годов значится: "Спасского ж монастыря слободка Богоявленская у монастыря за рвом, а в ней церковь Богоявления Господня древяна, строенье монастырских крестьян". Перепись 1647 года владений Спасского монастыря на посаде уточняет, что "в Богоявленской слободке" храм был тёплым и не имел приделов. Этот источник даёт и состав прихожан: "Богоявленского приходу от Михайловских ворот подле Спасского монастыря и проезду под горкою от прудов от реки Которосли против монастырской стены живут во дворишках торговые и ремесленные людишки".
Каменный храм построен в 1684-1693 годах на средства ярославского купца "гостинной сотни" Алексея Зубчанинова, потомка "закладчиков" Спасского монастыря.
Зубчанинов входил в привилегированную корпорацию торговых людей XVII века - гостиную сотню, в ярославских торговых рядах ему принадлежали 24 лавки. Возможно, поэтому он построил каменную богадельню у гостиного двора, которая по переписи 1717 года была первой в городе по числу призреваемых (76 человек). Нарядный резной золочёный иконостас в стиле украинского барокко относится к началу XVIII века.
Богоявленский храм был освящён 2 июля 1693 года в честь праздника Богоявления; его южный придел, служивший тёплой церковью, освятили еще в ходе строительства, о чём сообщала не сохранившаяся до настоящего времени надпись на деревянном резном кресте из Богоявленского храма: "Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сей в церкви преподобного и богоносного отца нашего Димитрия иже на Прилуке вологодского чудотворца в лето 7194 [1686] месяца генваря в 24 день при благоверном царе и великом князе Иоанне Алексеевиче и великом князе Петре Алексеевиче всея великия и Малыя и Белыя России самодержцах". Северный придел - в воспоминание Страшного суда Христова был освящен в 1697 году.
Стенописи центрального объёма церкви Богоявления исполнила в 1692-1693 годах артель ярославских мастеров, которую предположительно возглавляли Дмитрий Григорьев Плеханов и Фёдор Игнатьев. В 1860-е годы была поновлена живопись в алтаре, в 1950-е годы красочный слой во всем храме был укреплён и промыт В. Брюсовой и А. Рогозиным.
До настоящего времени сохранился прекрасной работы резной запрестольный крест из церкви Богоявления, которому несколько строк посвятил Н. Г. Первухин в своей книге о художественных достоинствах храма: "величие Божьего престола подчеркнуто огромным оригинальным крестом. По своим размерам этот unicum ярославских церквей никогда не мог быть выносным. Обыкновенные запрестольные крест и образ Божией Матери, тоже не моложе церкви, стоят у горнего места и доныне сопровождают крестные ходы. Несомненно поэтому, что этот диковинный крест имеет только художественное и символическое значение".
Давайте дружить!
J K L
Добавить в избранное