Речной вокзал
Судостроение имело особое значение для Ярославской губернии, если принять во внимание её положение на центральной водной транспортной артерии Европейской России. В XIX веке в губернии строили в год до 7 тысяч различных судов.
Для ознакомления на месте с нуждами и потребностями подданных императрица Екатерина II предприняла в 1767 году большое путешествие по Волге; пароходов тогда ещё не было (первые пароходы на Волге появились в 1840-50-х годах); в Твери была приготовлена флотилия из 6 галер и 5 транспортных судов, на которых императрица и отправилась до Казани в сопровождении свиты из 67 человек, 5 посланников и до 1 000 рядовых.
Перед Ярославлем Волга вся покрылась лодками, берега почти сплошь усеялись народом, приветствовавшим путешественницу громкими кликами. 9 мая вечером Екатерина сошла на берег в Ярославле. В городе пробыла она четыре дня, посетила местные святыни, осмотрела фабрики и заводы.
12 мая в честь императрицы был дан бал, на котором она присутствовала в русском костюме и кокошнике; на другой день выборные от ярославского купечества проводили государыню до Костромы. Екатерине II очень понравилось в Ярославле и она писала в Петербург своим друзьям: "город Ярославль весьма всем нравится, и я почитаю его третьим городом из тех, которые я видела в России". По берегу Волги проходила трамвайная линия. Трамваи "Трезвон" курсировали от перевоза через Волгу по набережной, поднимались по Воздвижинскому съезду (Флотский спуск) поворачивали на Голубятную улицу (ул. Терешковой), выезжали на Семёновскую площадь (Красная площадь) и далее по Стрелецкой улице (ул. Ушинского) в сторону Волковского театра.
Наличие крупных капиталов у ярославского купечества позволяли городу активно участвовать в торговой жизни страны. С 1800 по 1861 года число объявленных купеческих капиталов Ярославля по I и II гильдиям (а именно они имели право на оптовую торговлю) выросло с 8 до 37.
Совершая с семьёй путешествие по России в период празднования 300-летия династии Романовых, в 9 часов утра (по петербургскому времени) 21 мая 1913 года императорская семья прибыла по Волге на пароходе «Межень» в Ярославль. Николай II был торжественно встречен губернскими властями. Побывал в кафедральном соборе, церквах Иоанна Предтечи, Ильи Пророка, Толгском монастыре. Принял депутации от местного Биржевого комитета, города Рыбинска, мещанского и ремесленного обществ, студентов Демидовского лицея, лиц неправославного вероисповедания. Вместе с семьей побывал на губернской торгово-промышленной выставке, посвящённой достижениям местной экономики, ярославским дворянском собрании, состоявшемся в зале Екатерининского дома призрения. Вечером того же дня выехал в Ростов, где 22 мая осмотрел древние кремлёвские церкви, Белую палату с музеем, Благовещенскую церковь. Из Ростова император с семьёй и свитой проследовал в Петровск, проведя там часть дня 23 мая. Он встретился с местными хуторянами и отрубниками, вышедшими из общин в ходе проведения столыпинской аграрной реформы. Во второй половине дня проследовал на поезде в Переславль–Залесский. Поездки российских императоров служили своеобразным смотром верховной властью экономических и культурных достижений Ярославского края.
В середине XVI века европейские предприниматели открывают в Ярославле склады, используя город как перевалочный пункт на пути из Европы через Архангельск в азиатские страны. Было что им предложить и местному населению. В 1631 году в Ярославле насчитывалось 29 иностранных контор; иностранные мастера заводили свои производства.
Важное место Ярославль занимал во внутренней торговле хлебом, рыбой, кожевенными изделиями, посудой, тканями. В первой половине XVII века ремесленная промышленность была представлена 98 ремесленными специальностями.
О торговом значении Ярославля свидетельствуют такие данные: по сбору торговых пошлин в 1634 году город занимал третье место в стране после Москвы и Казани. По количеству дворов и населению Ярославль находился на втором месте в стране, уступая первенство лишь Москве. Нижняя набережная имела огромное торгово-промышленное значение. Грузооборот Ярославля к концу XIX века составлял 1 миллион 600 тысяч тонн в год.
В 1883 году в Ярославле было четыре легко-пассажирских пристани: Самолёт, Общества по Волге, Зевеке и Моисеева. Хотя и было расписание прихода и отхода пароходов, но оно часто не соблюдалось.
Давайте дружить!
J K L
Добавить в избранное