Площадь Волкова
В XVII веке за земляным валом у Знаменской башни находилась небольшая рыночная площадь. После того как ров был засыпан, а вал срыт, площадь стала представлять собой большое, архитектурно не оформленное пространство. В 1818 году к городским властям обратился талантливый ярославский архитектор П. Я. Паньков с ходатайством о постройке здания театра. Власти поддержали Панькова, отвели место под строительство. Новый театр был открыт в 1819 году. Он полностью принадлежал Панькову. Здание было деревянным, на каменном фундаменте. Через двадцать лет театр обветшал, стал тесен. Здание купил купец М. Я. Алексеев. Он снёс старое сооружение, а на его месте в 1841 году поставил новый каменный театр. Зал имел 74 кресла, около 80 мест, за ними два яруса лож и галерею. Это здание стало одним из лучших и вместительных театров в России, просуществовало оно до 1880 года.
Во второй половине XIX века театральная жизнь в Ярославле протекала оживлённо. Местные постановки определялись антрепризой В. А. Смирнова. Он обладал деловой хваткой, но обветшавшее здание театра перестроить ему оказалось не под силу. Театр приобрела Городская Дума. В 1881 году театр перестроили, значительно расширив. Теперь зрительный зал вмещал до 600 зрителей. Это здание просуществовало до 1909 года. Волков Фёдор Григорьевич родился 9 февраля 1729 года в Костроме. Его мать, овдовев, вышла замуж за ярославского купца Фёдора Полушкина и в 1735 году переехала с детьми в Ярославль. Полушкин придавал большое значение образованию и заботился о том, чтобы пасынки его были людьми образованными.
В Ярославле училищ для народа тогда не было, и молодому Волкову приходилось бегать учиться к немецкому пастору, который жил при герцоге Бироне, находившемся в Ярославле в ссылке. Мальчик Волков оказался очень способным и быстро научился немецкому языку, приохотился к музыке и рисованию. В 1740-х годах Волков был послан Полушкиным в Москву, "в науки", для изучения основ коммерческого дела. В Москве происходит знакомство Волкова с итальянским оперно-балетным театром. Пребывание в Москве, посещение Санкт-Петербурга в 1746 году значительно расширило кругозор будущего организатора русского национального театра.
После смерти отчима Волков становится наследником его состояния, получив в полное владение его кожевенные и серно-купоросные заводы. Волков неохотно управлял заводами, всё вдохновение и время он отдаёт театру, к созданию которого приходит, обладая талантом, энергией и необходимыми знаниями. 29 июня (10 июля) 1750 года в украшенном зеленью и разноцветными фонариками большом кожевенном амбаре на Пробойной (Советской) улице Ф. Волков с товарищами устроили "некое лицедейство, крайне диковинное и до того времени невиданное". "Лицедейство" сопровождалось пением хора певчих и игрою музыкантов. На этой сцене ярославские зрители увидели трагедии Ж. Расина "Эсфирь" и пьесы, написанные самим Волковым на местные темы: "Шемякин суд" и "Всякий Еремей про себя разумей".
Считается, что в 1750-х годах театр стал публичным, его деятельность переместилась в здание на берегу Волги. В городе существовала своя культурная среда, поэтому постановки пользовались популярностью. Волков создал драматическую труппу, в которую входили его братья Григорий и Гавриил а так же "заводские люди". Другом и соратником Волкова в театральных делах был служащий Ярославского магистрата Иван Нарыков (Дмитриевский), а так-же знаменитые в будущем актёры Я. Шумский, А. Попов, И. Иконников, С. Куклин и др.
В начале XIX века театральные постановки в Ярославле стали регулярными. Нашлись люди, которые поддерживали театр деньгами. В это время спектакли осуществлялись в каменном доме купца Сорокина. Дом был специально перестроен. В зале имелись ложи, кресла, партер, галерея. Печатались афиши. Этот дом не сохранился. Труппу возглавлял ярославский помещик князь Урусов.
К началу XX века потребовалось более вместительное здание театра. Старое уже вновь разрушилось и требовало ремонта. Решено было построить новый театр на месте старого. На постройку нового театра был объявлен конкурс, проведённый Московским архитектурным обществом. Конкурс возглавлял известный архитектор Ф. Шехтель. Выиграл конкурс молодой архитектор Н. А. Спирин. Его проект назывался "Фигуры, танцующие в круге". Спирин возглавлял авторский надзор и руководство строительством. Чертежи театра хранятся в Государственном архиве Ярославской области.
Фундамент здания основан на бутовой кладке с частичным использованием старого кирпича. Стены сложены из кирпича на основе романского цемента. Сооружение перекрыто клёпаными фермами. Оформление интерьеров было простым и скромным - это оговаривалось условиями конкурса. Парадные двери были бетонными, выложенными мраморными плитками (не сохранились). Парадная лестница также устраивалась из мрамора. Барьеры лож и балконов украшались красным деревом. Полы были выстланы цветными плитками. Интерьер в авторском варианте не сохранился. Театр вмещал до тысячи зрителей. Для провинциального города это было вместительное и практично устроенное помещение. Из украшений интерьера театра сохранились живописные на холсте фризы зрительного зала. Фризы написаны художником Н. Верхотуровым в сотрудничестве с женой В. Сакен. Тема фризов - древнегреческие мистерии. При фойе театра существовала бильярдная, украшенная большим зеркалом.
Театр торжественно открылся в 1911 году. Ему присвоили имя Ф. Г. Волкова. Его он носит и теперь. По решению Городской Думы в театре была установлена мемориальная доска с надписью: "В царствование государя императора Николая II при губернаторе графе Д. П. Татищеве, городском голове П. П. Щапове, сооружен на средства городского общества сей театр имени Ф. Г. Волкова, начатый постройкой 9 сентября 1909 года и оконченный 15 сентября 1911 года по проекту и под руководством художника архитектуры Н. А. Спирина".
На верхней правой фотографии рекламная открытка такси Сагассера, до 1929 года. Гараж и собственный дом Сагассера находились на улице Малой Пролетарской.
Сагассер Иосиф (Осип) Карлович - основатель первого частного такси в Ярославле. Чешский подданный, в 1914 году он бежит вместе с женой Эмилией Анатольевной Сагассер от немецкой оккупации через Польшу в Россию, где затем оседает в Ярославле. В городе им приобретается дом с хоз. постройками на улице Малой Пролетарской (возможно, под № 4). Позже хоз. постройки были переоборудованы под гараж, где и содержался автопарк такси из двух автомашин: первая была приобретена Сагассером в Исполкоме города за 1100 руб., с рассрочкой в 1 год; вторая - в НКВД, при посредничестве работника ведомственного гаража Фёдора Малкина. Стоянка такси находилась на Театральной (Волкова) площади. В январе 1938 года И. К. Сагассер был арестован. Тот самый Фёдор Малкин на допросе заявляет, что в ходе переговоров о покупке машины он завербовал Сагассера для шпионажа в пользу латвийской разведки. 10 января 1938 года Сагассеру было предъявлено обвинение в шпионаже против СССР. Через месяц суд приговаривает его к 10 (позже срок был сокращен до 5 лет) годам лишения свободы с конфискацией имущества.
20 октября 1943 года Иосиф Сагассер умирает в колонии от истощения. 28 мая 1957 года был полностью реабилитирован. Есть предположения, что Сагассер со своим Автомобилем послужил прототипом для художественного образа антилопы Гну и ее водителя в романе Ильфа и Петрова "Золотой телёнок". 28 февраля 1917 года ярославцы узнали о революционных потрясениях в Петрограде, полностью изменивших весь многовековой политический уклад в стране. Подавляющее большинство населения губернии встретило известие о свержении самодержавия с вдохновением, надеясь на перемены к лучшему как внутри страны, так и на фронтах надоевшей войны. В ряде городов прошли митинги, в Петроград были посланы приветственные телеграммы Временному комитету Государственной Думы. Наконец, начали создаваться новые общественные организации: Комитет общественной безопасности, призвавший поддержать Временное правительство; Ярославский совет рабочих депутатов, в котором преобладали меньшевики.
В XX веке театр неоднократно ремонтировался. Когда здание пришло в упадок, решено было его реконструировать. В 1964 году здание основательно перестроили, расширили и сделали выше. Изменился интерьер. Внешний облик пострадал мало. Украшения фасадов - скульптурные фризы по рисункам Спирина, - сохранились полностью.
В конце 1970-х начале 80-х годов, в фойе театра имени Ф. Г. Волкова существовала панель с кнопками, на которой были расположены как однозначные, так и двухзначные числа, где каждый посетитель при входе в театр мог по своему усмотрению нажимать нужные ему числа. Каждое число на панели несло за собой номер того или иного общественного транспорта, и к началу спектакля администратор театра знал наиболее востребованное направление требуемого общественного транспорта. На основании заявок от театралов формировалась заявка в ПАТП, и к концу спектакля необходимый общественный транспорт развозил зрителей. В апреле 1991 года случилось Павловское повышение цен на автобус — с 5 копеек до 15 — и ПАТП эту услугу отключило.
Давайте дружить!
J K L
Добавить в избранное